Вы молоды и недавно покинули стены школы или не очень престижного вуза. Ваши родители скромные труженики завода или школы. Они из последних сил оплатили вам весьма скромное образование в Кузякинском технико-фанерном институте межсельских отношений. Это обязательное условие, т.к. если ваши родители нерядовые сотрудники министерства чего-то там, и оплатили вам обучение в МГУ, МГИМО и т.п. то вы никак не можете позиционировать себя как большой новичок. Вспомните, сколько стоит ваше две машины, особняк, квартира, дача, ваше образование и вы сразу поймете какие экономные и хозяйственные ваши родители. Какую смекалку надо проявить, чтобы получая 6000 рублей в месяц обеспечить себя буквально всем! Так что, скорее всего основа для бизнеса у вас уже есть. Вы получите его готовым, если очень убедительно попросите у папы (мамы). А мы вернемся к вам! Вы пробиваетесь из низов! Вам никто не постелил соломки, а жизнь подсыпала одни… Впрочем не будем о грустном! Вы не хотите, как ваши бедные родители считать каждую копейку от зарплаты до зарплаты и с завистью смотреть, как сестра матери, продавая носки у метро, уже смогла купить себе тумбочку под телевизор. У вас нет денег, но есть энтузиазм и твердая цель стать бизнесменом! И у вас все получиться! Нужно только немного терпения, знания нескольких правил и условия их исполнения.
Мы начинаем серию статей о создании своего дела. Практически каждый из нас задумывался над тем, чтобы создать свой «свечной заводик». Свое пусть маленькое, но дело. Что же не дает сделать свой первый шаг? Для некоторых это боязнь юридических процедур, для других – мысль о том, что нет стартового капитала, для третьих – незнание, чем заняться и с чего начать. В этих материалах вы узнаете обо всех шагах по дороге к своему бизнесу. Последовательно расскажем об экономических, юридических и даже психологических тонкостях организации своего дела. Итак, отставьте все свои сомнения и попробуем разобраться с самого начала и по порядку…
ШАГ 1 Зачем мне это нужно?
К сожалению, а может и к радости, ответ на этот вопрос очень важен. Так как именно от побудительных мотивов мы будем отталкиваться строя свой бизнес. Итак, зачем вам это надо? • Надоело работать «на чужого дядю»? • Хочется экономической самостоятельности? • Вы потеряли работу? • У вас есть отличная бизнес-идея? • Просто - ну очень хочется! Конечно, причины могут быть и другими, но разобраться в них нужно, как и в том насколько вы подходите самостоятельному бизнесу. По опыту работы со своими клиентами могу сказать, что бизнесом могут заниматься все. Но нельзя очертя голову бросаться в этот омут не выяснив как все это выглядит, но и сильно осторожничать – значит упускать бизнес-возможности. Да и бизнес бизнесу рознь. Это и владение огромным банком и торговля с рук возле перехода. Конечно нам хочется первого, но как правило приходится начинать со второго. Но не так страшен черт как его малюют. Есть множество людей, которые раскрутили свой бизнес «с нуля» при просто мизерных затратах. Причем таких людей действительно много. Значит это возможно! Итак, мы с вами принимаем решение делать свой бизнес! Тем же, кто принимает другие решения, мы советуем срочно перейти в другие разделы - например, в раздел эзотерики, а мы продолжим. Мы с вами пойдем на вашу кухню пить чай и обсуждать вашу первую проблему:
ШАГ 2. С кем строить свой бизнес?
Вы решили начать свой бизнес, сидя у себя на маленькой кухне-хрущевке. И первый вопрос, который встал - это делать бизнес самому или взять еще кого-то. Это вопрос, как экономики, так и безопасности. Мы можем в течение нескольких суток приводить вам жуткие примеры того, как бывший лучший друг (подруга) может вас оставить без бизнеса. И тут, прежде всего многое будет зависеть от того, насколько вы вообще разбираетесь в людях. Итак, вы решили привлечь в партнеры по бизнесу друга Васю. И не надо вспоминать, как вы ловко «наелись» с ним на день рожденья Оли и лезли в общежитие по водосточной трубе. Вспомните, кто платит за выпивку, когда вы вдвоем. Одалживает ли он у вас деньги и отдает ли их потом. Как отзывается о других ваших общих знакомых. Вы его часто выручали в трудную минуту, а он вас? Насколько он любит деньги? И на что он способен ради них? Может он вас продать за 1000 рублей? Никогда!? А за 100000? Не знаете!? А может у вас замечательная мама, которая разделяет ваши убеждения, и которая даже из своей родной школы не украла и тетрадки, умеет честно трудиться и при этом не будет давать дурацких советов по бизнесу, в котором ничего не понимает? Нет? Мама продала почти все из дома и потихоньку спивается? А папа? Вы давно не живете вместе, и он бросил вас еще в младенчестве? Ну что ж тогда вам скорее есть резон строить бизнес самостоятельно. Вы оглянулись и оценили всех вокруг. Оценили каждого реально, а не эмоционально, мол, родной друг (родная мама) никогда не обманут! Если ваши оценки носят только эмоциональный, а не фактологический характер, то вам на сцену, а не в бизнес. Но у вас все намного лучше. Есть прекрасная семья. Мама учительница, а папа слесарь, есть еще любимый брат погодок, которого вы и выбираете в партнеры по бизнесу. Ну, вы помните… «Вместе весело шагать по просторам…», ну и бизнес создавать лучше хором! Итак! Итог наших посиделок на кухне: мы решили, с кем будем создавать свой бизнес, позвонили своему будущему партнеру и пригласили на наше чаепитие. Или решили: раз все вокруг такие козлы – буду делать бизнес сам (сама)!
ШАГ 3. Бизнес-идея
К сожалению, приняв столь знаменательное решение мы не можем тот час помчаться в налоговую для регистрации своего бизнеса. Так как есть еще ряд неотложных вопросов. И первый из них – это бизнес-идея. Короче: чем собираетесь заниматься? Определимся со сферой деятельности: A. Сфера обслуживания: Строительные фирмы - небольшие строительные предприятия и подрядчики по столярным работам, сантехнике и электрике. Специализированные фирмы - архитектурно-планировочные, юридические, бухгалтерские, брокерские и стоматологические. Предприятия общественного питания - закусочные, фабрики-кухни, кафе, рестораны. Деловые услуги - рекламные агентства, услуги по маркетингу, уборка офисов, ксерокопирование материалов и компьютерное программирование. Предприятия мелкорозничных услуг - парикмахерские, прачечные самообслуживания, пункты ремонта обуви, киоски. Б. Производственный сектор: Предприятия по производству продуктов питания - специализированные производства, например, хлебо¬булочных изделий, тортов, мороженого. Деревообрабатывающие производства - мелкие партии, например, высококачественной мебели и оборудования для магазинов. Издательства и типографии - небольшие тиражи книг и бланковой продукции. B. Сфера торговли: Мелкие книжные лавки, цветочные магазины, газетные киоски, овощные лотки, ателье ремонта обуви, химчистки, магазины игрушек, торговля рыбой и хозяйственные магазинчики. Проблематично? Тогда подойдем к проблеме иначе: Вспомним, что вы вообще умеете делать, напишем это на листочке в столбик и подумаем, что из этого может пользоваться спросом. Кроме того зададимся вопросом: "Что нужно людям, и не могу ли я это им предложить?". Опять неудача? Попробуем так: 1. Если вы где то работаете, то нельзя ли в своем бизнесе продублировать деятельности вашего предприятия или выйти на рынок, еще не освоенный вашим предприятием; 2. Пройдемся по родному городу и подумаем: нельзя ли скопировать и усовершенствовать товары и услуги, предлагаемые другими предприятиями в вашей местности? 3. Попробуем подметить, чего не хватает в вашем населенном пункте: цветочных или продуктовых лотков; строительных бригад; бытовых услуг; произведений искусства; специалистов по организации праздников и т.п. 4. Кто вы по специальности? Может пора применить полученные в вузе (техникуме) навыки на практике? Пускай понемногу, но лиха беда начало… 5. Может вы коллекционер? Или у вас какое-то отличное хобби? Посмотрите, может ли оно стать основой бизнеса. Например, вы знаете иностранные языки, или умеете вязать, или прекрасно играете в теннис. 6. Может стоить стать посредником чужого бизнеса. Это тоже вид самостоятельной предпринимательской деятельности. Диапазон такого предпринимательства может варьироваться от продажи на углу чьих-то поделок или торговли в собственном магазине до агентских операций по поручению одних крупных компаний, продающих свой товар другим компаниям. Сложно? Тогда: набираем в поисковой строке любой поисковой системы Интернета «бизнес идея». На вас валится огромный воз бизнес идей. Ну, я нашла вот такие сайты:
http://www.hobiz.ru/ideas/ http://coolidea.ru/ http://www.worldad.biz/ideas/ http://www.koshelyok.ru/idei.html http://www.womanbusiness.ru/business.htm Выбираем. Прикидываем. Выписываем 5-10 идей. Можно больше. К следующей публикации у вас должно быть не менее 5 бизнес-идей. Проверю! На этом пока все. Продолжение следует. Активно делимся впечатлениями.
Земляная Татьяна. Юрист. Кандидат юридических наук. opora.ur@gmail.com