Поэтому мы открываем этот цикл статей, в котором мы уделим
внимание всем важнейшим открытиям человечества и расскажем о том, как онИ первым Открытием, о котором мы расскажем, будет КОЛЕСО.
Колесо существенно уменьшает затраты энергии на перемещение груза по
относительно ровной поверхности. При использовании колеса работа совершается
против силы трения качения, которая в искусственных условиях дорог существенно
меньше, чем сила трения скольжения.
Самые ранние колеса (глиняные модели колес) встречаются на
территории современной Румынии (Кукутени). Эти находки датируются последней
четвертью 5-го тысячелетия до н. э. Затем — в 4 тысячелетии — они появляются и
на территориях современной Германии, Польши и в южнорусских степях. К более
ранним, чем «месопотамские» относятся модели колес, обнаруженные археологами А.
Д. Резепкиным на Северном Кавказе и А. В. Кондрашовым на Кубани. Все больше
материальных доказательств свидетельствуют в пользу того, что «самое первое»
колесо появилось на Западе (а не на Востоке)
Следующие упоминания о колесе встречаются в Месопотамии в
конце 4-го тысячелетия до н. э. Предшественником колеса можно считать известный
до этого деревянный каток, который подкладывался под перемещаемый груз.
Первоначально колесо представляло собой деревянный диск, насаженный на ось и
зафиксированный клином. Изображения салазок с колесиками (3000 г. до н. э.)
найдены в Междуречье в шумерском городе Урук. К 2700 году до н. э. там же
появляются рисунки повозок. В это же время шумеры начинают хоронить своих царей
вместе с колесницами. Эти погребения найдены в Кише, Уре, в эламском городе Сузы.
Во 2-м тысячелетии до н. э. конструкция колеса
совершенствуется: в Малой Азии появляется колесо со спицами, ступицей и гнутым ободом.
Позднее, в 1-м тысячелетии до н. э. кельты для увеличения прочности колёс своих
колесниц стали применять металлический обод, который затем в транспортных
машинах был заменен резиновыми шинами для амортизации.
Модель колеса неизвестного назначения обнаружена при
раскопках древней стоянки Сунгирь Владимирской области (25 тыс. лет назад).
Несмотря на то, что колесо считается неизвестным среди цивилизаций
доколумбовой Америки, некоторые народы, например Инки, вплотную приблизились к
его открытию. Использование для строительства характерных устройств катка —
цилиндрического массивного тела для утрамбовки грунта, говорит об отказе от
применения колеса в транспорте, а не об отсутствии открытия принципа колеса. Некоторые
культуры (например, ольмеки) изготовляли керамические и деревянные фигурки
животных на колесиках — возможно, они выполняли ритуальные функции, а возможно,
были просто игрушками. Исходя из этого, можно предположить, что и первое колесо
появилось в качестве игрушки.
Также до прихода европейцев колеса не знали коренные народы Австралии
и южной Африки.
Изобретение колеса способствовало
развитию ремёсел. Колесо было применено в гончарном круге, мельнице, прялке,
токарном станке. В ирригационных сооружениях, на мануфактурных фабриках,
рудниках и т. п. применялись водяные колёса.
Изобретение колеса дало толчок к
развитию науки в целом. Так, оно применяется в астролябии и других научных
инструментах. В механике широко используется зубчатое колесо.
Важное значение колеса в
хозяйственной сфере отразилось в его метафорическом обожествлении в виде
«Вечного возвращения», реинкарнации и т. д. В различных культурах колесо
является символом движения солнца, в буддизме оно символизирует закон и истину,
симметрию и совершенство Дхармы, мирные перемены. Крылатое колесо ассоциируется
со скоростью, колесо колесницы — с правлением и властью. В греко-римской
мифологии колесо с шестью спицами — атрибут Зевса (Юпитера) как небесного бога.